Гуманитарии vs. Технари

Мы все привыкли к делению людей на «гуманитариев» и «математиков» («технарей») или, как раньше было принято говорить, на «лириков» и «физиков». Считается, что первым легче даются языки, литература, история и прочие гуманитарные науки, а еще у них сильно развито воображение и существует тяга к творчеству. Что же до вторых, то им легче даются точные и естественные науки, а так же сильно развито логическое мышление. Объясняется это тем, что по природе своей человек может преуспевать лишь в одной области. Но так ли это на самом деле?

Деление людей на обладателей гуманитарного и математического мышления является довольно новой тенденцией, появившейся всего лишь в прошлом веке. Эта идея понравилась многим педагогам и родителям, ведь она очень сильно упрощает им жизнь. Стоило ученику плохо написать контрольную по математике, то можно было махнуть на него рукой и сказать «Что ж, значит ты у нас гуманитарий. Можешь сильно не стараться, все равно у тебя не получится». Намного легче сказать, что у ребенка какое-то не то мышление, чем признать, что ты плохой учитель.

Зачастую, такое деление работает как самосбывающееся пророчество — ребенок сам начинает верить, что некоторые предметы не для него и просто перестает стараться их понять. Ведь, зачем ему математика, если он будущий лингвист?

Вот только вся история человечества до XX века говорит другое — нет никакого гуманитарного или математического мышления, и при должном старании человек может преуспеть во всем. 

Например, сейчас мы считаем философию чисто гуманитарной наукой, изучающую процессы мышления и познания мира, но вот в античные времена философом называли любого образованного человека, занимающегося изучением окружающего нас мира. К примеру, Аристотель, считающимся одним из величайших древнегреческих философов, занимался множеством различных наук — этикой, логикой, экономикой, физикой и биологией. Именно Аристотеля считают основоположником современных естественных наук. Неудивительно, что именно его выбрали в учителя для молодого Александра Македонского.

Аристотель был учеником Платона и выпускником Платоновской Академии в Афинах — первого ВУЗа в мире. В академии занимались широким спектром различных наук, в том числе математикой и астрономией, а ее девизом было «Не геометр да не войдет». Другими словами — человек, не смыслящий в геометрии, не мог стать полноценным философом.

Платон вдохновлялся работами более ранних философов, в том числе и жившего в современной Италии Пифагора Самосского. Большинству людей он известен исключительно благодаря одноименной теореме в геометрии, но его вклад в современный мир куда больше. Кроме математики, он занимался астрономией и музыкой, а также основал что-то вроде тайного общества из своих учеников, которых звали «пифагорейцами». Собственно, даже сам термин «философ»  ввел в употребление именно Пифагор, а основанное им тайное общество спустя много веков вдохновляло масонов и иллюминатов.

Фреска “Афинская Школа”, написанная Рафаэлем Санти в Ватиканском Дворце. В центре Платон (слева, портрет Леонардо Да Винчи) и Аристотель (справа), в нижнем левом углу можно найти Пифагора (человек с книгой)

Сочинения Пифагора до нас не дошли, но оказав сильное влияние на Платона, через его труды они повлияли на развитие Нового и Новейшего Времени. Воссоздание в Флоренции, колыбели Ренессанса, Платоновской Академии началось с дара меценатом Козимо Медичи греческих рукописей с работами Платона философу Марсилио Фечини. На протяжении трех десятилетий в этой академии учились, работали, дискутировали величайшие умы того времени. Среди них был и известный художник Сандро Боттичелли, на полотнах которого можно найти навеянные философией Платона мотивы. На одной из его картин — «Весна», изображено более 170 видов растений, воспроизведенных с фотографической точностью. Это означает, что кроме изобразительного искусства и философии, художник разбирался и в ботанике.

Весна Сандро Боттичели

Античные философы повлияли и на музыку. Выше я уже писал, что Пифагор занимался музыкой. Так вот, именно он первым обнаружил, что музыкальные ноты можно записывать с помощью математических уравнений. Композитор и член венской масонской ложи, Вольфганг Амадей Моцарт был знаком с идеями Пифагора и вложил пифагорейский символизм в свою оперу «Волшебная Флейта». Считается, что музыка Моцарта из-за своей феноменальной гармоничности положительно влияет на самочувствие и умственные способности (так называемый «Эффект Моцарта»). Нет ли в этом заслуги Пифагора? Кроме Пифагора, Моцарт мог быть знаком и с работами Платона, ведь основной темой “Волшебной Флейты” является выход из духовной тьмы на свет. Что это, если не знаменитая аллегория Платона о пещере?

Влияние идей Пифагора на свои работы признавал и целый ряд ученых, без которых не было бы современной науки. Среди них были Исаак Ньютон, Николай Коперник, Иоганн Кеплер, Альберт Эйнштейн и Готфрид Лейбниц. К слову, большинству людей последний известен исключительно как выдающийся математик, но подобно философам Античности, Лейбниц занимался множеством разных наук. Он создал свою философскую систему, изучал лингвистику и историю, дискутировал по переписке с учеными людьми со всех уголков мира.

Ну и какой же тип мышления был у Лейбница? Математический или гуманитарный? А у Пифагора или Аристотеля? Ответ проще — никакого определенного типа мышления не существует. На самом деле, физику нужна философия, а музыканту — математика, и наоборот. Ведь, чем более разносторонне развит человек, тем шире он мыслит и больших успехов может добиться.

Добавить комментарий